На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Культуромания

297 подписчиков

Свежие комментарии

  • Александр Синицын
    ... а бывают сладкие потери... ?- вот это выражен....ие...... мыслищи - то ... надо б под Ельциным написсатьМедведев назвал с...
  • Вовладар Даров
    СтрадалицаАни Лорак получит...
  • Майя Maja
    Светлая память.Ушел из жизни акт...

Александр Карлович Беггров - выдающийся мастер морского пейзажа

История помнит немало случаев, когда художниками становились уже в зрелом возрасте по зову сердца. К таким относится и Беггров Александр Карлович - морской офицер, выдающийся русский живописец-маринист, передвижник, один из крупнейших мастеров морского пейзажа второй половины XIX — начала XX века.


Александр Карлович вошел в историю русской живописи как акварелист, академик и почётный член Императорской Академии художеств, член Товарищества передвижных художественных выставок, продолжавший в своем творчестве академические традиции пейзажного жанра.

Александр Беггров (1841–1914) родился в Санкт-Петербурге в семье известного петербургского акварелиста и литографа Карла Иоахима Беггрова, академика Петербургской Академии художеств. Дар к рисованию у мальчишки проявились еще в раннем детстве. Однако отец распорядился будущим сына по своему усмотрению. Невзирая на сопротивление Александра, отец отдал юношу в Николаевское инженерное и артиллерийское училище Морского министерства.

Спустя три года его произвели в офицеры, и в 1863 году в чине прапорщика Корпуса инженер-механиков он поступил на службу на Императорский Балтийский флот и отправился в далекое плавание. Отплыв от берегов Балтики на броненосце «Ослябя», возвращался назад на фрегате «Александр Невский». По дороге домой в 1868 году «Александр Невский» потерпел крушение у берегов Дании. Корабль ушел на дно, но большую часть команды удалось спасти. Будущий художник также оказался в числе спасенных.

Благодаря этой катастрофе состоялась судьбоносная встреча Александра Беггрова с известным маринистом Алексеем Боголюбовым, который использовал эскизы и зарисовки молодого офицера, для написания своих полотен, посвященных трагическому кораблекрушению «Александра Невского». Именно он подсказал тогда молодому человеку - "не закапывать свой талант в землю".

С 1870 по 1873 год в качестве вольнослушателя 30-летний офицер начал посещать Петербургскую Академию Художеств, где обучался в пейзажном классе профессора Михаила Клодта. Наставником Беггрова в Академии также был и, ранее знакоимый - Алексей Боголюбов.

Однако уже в 1871 году начинающий художник был вынужден прервать занятия живописью в академии. Он был удостоен чести сопровождать Великого князя Алексея Александровича в кругосветном плавании на винтовом фрегате «Светлана». Это путешествие позволило художнику создать много талантливых работ, за которые в 1873 году был награжден Малой серебряной медалью Императорской Академии художеств.

В 1874 году Александр Карлович Беггров вышел в отставку и уехал в Париж, где продолжил обучение у известного французского художника Леона Жозефа Флорантена Бонна. И именно там, в столице Франции, он сошелся с группой русских художников-передвижников: с Ильёй Репиным, Константином Савицким, и другими. Александр Карлович стал регулярно участвовать в выставках Товарищества передвижных художественных выставок. А начиная с 1876 года он стал полноправным членом этого Товарищества.

Беггров принимал участие во Всемирной выставке в Вене в 1873 году, в Париже в 1878 и 1900 годах, а за картину «Вид Невы и Стрелки Васильевского острова с Фондовой биржей» был удостоен в 1878 году высшей награды на Всемирной выставке в Париже.

В 1878 году Александр Беггров высочайшим указом был назначен художником Морского министерства и остался в этой должности до конца жизни. Вскорости живописец стал одним из учредителей Общества русских акварелистов. А в 1899 году художник был удостоен звания академика Императорской Академии художеств, в 1912-м Александру Карловичу было присвоено звание почётного члена Императорской Академии художеств.

Будучи отставным офицером он писал в основном морские пейзажи, на которых изображал корабли и эскадры. Боевую морскую технику он знал в совершенстве. Нередко, критикуя картины своих коллег, где были допущены малейшие неточности в изображении морских судов, ворчал: „Ну вот! Как этот парус поставили? Да разве так судно пойдет? Скажите, какой вздор!“

У Александра Беггрова был невероятно строгий, напористый и ворчливый характер. Лицо всегда строгое, и, если когда и засмеется на секунду, то и тогда выражение лица не изменялось, как будто смех исходил не от него. Он был невероятно изобретателен, и если уж задумывал что-либо - обязательно доводил до логического конца.

В 1892 году художник с супругой обосновался в Гатчине, под Санкт-Петербургом, где купил на пустыре участок, построил на нем дом и посадил небольшой сад. Начав устраивать свою землю, отовсюду свозил щепу, навоз для удобрения почвы. Развел прекрасный ягодник: малину, крыжовник, смородину, клубнику. Причем сорта были необычные: по величине и вкусу в округе ни у кого не было подобных ягод. Мало того: выписал необыкновенные штамбовые розы, которые ревностно оберегал от морозов зимой, а летом жители Гатчины приходили любоваться ими в чудесном саду Беггрова, который еще и умудрялся выращивать в комнате и парниках самые ранние овощи, конкурировавшие с привозимыми с южных областей...

Он был великолепнейшим кулинаром. Нередко приглашал к себе в дом друзей и угощал их таким обедом, какой не мог приготовить даже лучший повар. В доме художника еда доводилась до высшей степени искусства без количественного излишества. "Кулинарное искусство он приравнивал к другим искусствам, где не было идеи, а только погоня за внешним… Побывавшие на его обеде впервые, на всю жизнь проникались почтением к его кулинарному таланту…"

Еще Александр Карлович развел в своем хозяйстве птичник, в котором держал необыкновенных кур, которые были очень опрятны, неслись в строго определенное время, выполняя с точностью свои обязанности. Злопыхатели уверяли, "что у Беггрова куры несут яйца не в гнездах, а на особые фарфоровые чашечки, подставляемые в нужную минуту хозяином".

И, что любопытно, все, что делал и применял в своем хозяйстве Александр Карлович, не было взято из книг или каких-либо других руководств, а придумано им самим и угадано тонким чутьем изобретателя с проверкой на собственном опыте. Во всех мелочах он проявлял твердый, как кремень, характер. И если уж упрется в чем-нибудь, даже в пустяке — ни за что его было не сдвинешь.

Однако в одночасье все рухнуло в жизни художника: умерла его жена, и у него совсем опустились руки. Он забросил свой чудо-сад, птичье хозяйство. Позже продал дом и снял квартиру. "В жизнь его вползла скука, безразличие к окружающему, что привело к упадку его душевных и физических сил. Он стал точно покрываться ржавчиной, опускался и не в силах был противостоять невзгодам и болезни".

От продажи дома он получил некоторую сумму. Вместе с прежними сбережениями она давала художнику возможность без нужды существовать. Но жизнь без какой-либо деятельности была ему абсолютно не в радость. Последнюю свою работу художник еле закончил к выставке 1912 года и больше за кисть не брался. В том же году Беггров пожертвовал Императорской Академии художеств 63900 рублей для помощи «бедным художникам, их вдовам и сиротам».

Последние полтора года художник тяжело болел. Он стойко переносил сильнейшие боли, но, не желая поддаваться слабости, терпел молча, не жалуясь на мучения. А когда стало совсем невыносимо жить, Александр Беггров в ночь с 14 на 15 апреля 1914 года, в край измученный, покончил с собой выстрелом из револьвера в сердце. Был похоронен на городском кладбище рядом с женой Люсией Беггровой. Так трагически оборвалась жизнь этого талантливого человека.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх