Культуромания

205 подписчиков

Свежие комментарии

  • Александр Самбур
    да хуй там! 5ка прилеплена автоматомКомик Мирзализаде...
  • Nikolai Baranixin
    Что происходит? Это власть или флюгер? Власть или пластилин?Комик Мирзализаде...
  • Сергей Дмитриев
    "Это что, а вот у нас ! " (из разговора) Предлагаю тоже экранизирИть книгу "Ну, что тебе сказать про СэШэА" . Эпизоды...Автор «Петровых в...

Георг Гросс. Облечитель эпохи

Георг Гросс. Облечитель эпохи

Георг Эренфрид Гросс — немецкий живописец, график и карикатурист, видный деятель авангарда. Виртуозный рисовальщик, любящий смелые, полные смысла контрастные композиционные сопоставления, необычные ракурсы. Смещения планов, выразительная деталь, острота линии — подчинено вскрытию сатирической сущности явления.


Георг Гросс родился 26 июля 1893 года в Берлине в семье Карла Эренфрида Гросса и Марии Вильгельмины Луизы. Когда мальчику было 7 лет, его отец умер. Мать работала швеей, заработка не хватало и семья перехала в Померанию, где мать стала работать в офицерском казино. Георг ходил в школу, но оставил учебу в 15 лет после того как дал пощечину учителю.
В 1909 году Георг поступил в Королевскую академию искусств в Дрездене и специализировался в графике, с 1910 года начал сотрудничать с сатирическими журналами.

Он рисовал то, что видел — на улицах, в кабаре, в кафе, в подворотнях. Иногда это получалось смешно, иногда не смешно, но правдиво. Но чаще всего это раздражало и возмущало. То, о чем говорил Гросс не принято говорить в «приличном обществе».

Вскоре началась первая мировая война и свободный художник Гросс был призыван в кайзеровскую ар­мию. Здесь, столкнувшись лицом к лицу со страшной действительностью, видя ежедневно, как люди отдают жизнь за то, чтобы власть имущие положили лишнюю прибыль в свой карман, солдат Гросс открыто выступает про­тив милитаризма и продолжения войны.


Итогом Первой мировой войны для Германии стали 5 миллионов убитых и раненых, сотни тысяч инвалидов, вдов, сирот, массовая безработица, инфляция… Но, как обычно бывает, на войне кто-то теряет жизнь, а кто-то и наживает состояние на поставках в армию.
В стране зрела революция, а в искусстве рождалось новое направление, которое отвергало все виды и жанры «святого искусства», рассуждавшего о прекрасном и вечном — рождался дадаизм.

Дадаизм (особенно в Германии) был направлением в живописи, литературе, театре, которое выражало несогласие, недовольство, стремилось шокировать, удивлять, бросать вызов и говорить правду о мире, который, казалось, сошел с ума.

Вдохновляясь вестями из революционной России, а также революционными событиями на своей родине, Георг Гросс вступил в созданную в 1918 году «Группу Ноябрь», а чуть позже и в Коммунистическую партию Германии. Во время восстания спартаковцев в Берлине Гросс был арестован, но благодаря подложным документам ему удалось оказаться на свободе.

В 1921 году Гросс выпустил альбом «С нами бог» и за рисунки, «оскорбляющие честь германской армии», был оштрафован на 300 марок.

В 1922 году вместе с писателем Мартином Андерсеном Нексе совершает пятимесячную поездку в СССР, во время которой встречается с В. Лениным и Л. Троцким. Однако увиденное не вдохновляет Гросса воспевать советскую Россию, скорее подталкивает к выходу из компартии, что и происходит в 1923 году.Критические высказывания Георга Гросса о В. Ленине послужили одной из причин того, что некоторые издания с его цитатами оказались в СССР в спецхране. Он не становится «буревестником революции», а начинает свою собственную революционную борьбу с обществом, культурой и искусством эксплуатации и тоталитаризма.

Работы Гросса 1920-х годов могут быть охарактеризованы как политическая и социальная сатира. Искусствоведы определяют их и как сатирический авангардизм, и как социальный экспрессионизм. Некоторые его работы (особенно ранние) считаются классикой дадаизма. Некоторые поздние считают предтечей такого направления как поп-арт. Но никто не сомневается в том, что Георг Гросс вошел в историю живописи как выдающийся политический художник. И это выбор был сделан им вполне осознанно.

Когда фашисты захватили власть в Германии, они запре­тили творчество неугодных им прогрессивных художников. В этом черном списке среди первых было названо имя круп­нейшего художника-сатирика Георга Гросса. Сжигались на кострах старые журналы с его рисунками, живопись нель­зя было показывать в залах музеев.

Нацисты называли его большевистским прихвостнем. Одна из немецких газет писала: “Среди немцев, которые имеют здоровый, естественный образ мыслей — как экспертов, так и непрофессионалов — артистические таланты господина Гроса наименее уважаемы. Грос — квалифицированный политический агитатор, который использует для пропаганды не слова, а свой карандаш. Он — на стороне не немецких художников, а с большевиками или скорее политическими нигилистами.”

В на­чале 30-х годов, когда фашисты уже открыто готовились к захвату власти, Гросс уезжает в Соединенные Штаты Аме­рики. В Америке Гросс преподавал, открыл частную художественную школу. В 1937 году он получил финансовую поддержку фонда Гуггенхайма, что позволило ему посвятить большее время своим собственным работам. Он не был богат, но жил достаточно комфортно. Выставки его работ (особенно в послевоенные годы) пользовались успехом и признанием критиков и зрителей. В 1946 году в США издана автобиография Гросса «Маленькое ДА и большое НЕТ».

В 1959 Гросс вернулся в Берлин и спустя месяц после возвращения 5 июля умер в своем доме.

Все признавали мастерство Гросса как художника. Но его работы — и рисунки, и живописные картины — жесткие, беспощадные, злые, будоражащие, провоцирующие. Большую часть из них не повесишь в гостиной или спальне, они не для офисов или залов заседаний. Они не являются предметом украшения. И в этом их сила.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх