В истории мирового искусства есть всего несколько имен, известных большинству жителей планеты. Рафаэль Санти (1483-1520), бесспорно, одно из них. Мастер эпохи Ренессанса прожил, увы, немного — всего 37 лет. Однако его полотен дошло до нас не так мало — 253. Тем не менее, учитывая масштаб фигуры, его значение для истории — не только живописи — в «свободном доступе» циркулирует крайне мало работ.
Подавляющее большинство находятся в музеях, откуда попасть в частные руки не могут.Вот почему любое появление Рафаэля в аукционном каталоге — это событие. В этом столетии подобное случается только в третий раз. Сейчас речь идет о ранней картине мастера «Кающаяся Магдалена», написанной в 1503 году, когда художнику было всего двадцать и он только что прошел обучение у другого известного художника эпохи, Пьетро Перуджино (1450–1523). Картина невелика в размерах — вместе с рамкой 53*30 см. Сама поверхность полотна еще меньше — 39*14 см. Задняя часть картины также расписана Рафаэлем — там изображен медальон с латинскими буквами и цифрами. Что еще более ценно, исследователи, как утверждается, обнаружили там отпечаток мастера, который писал сои картины в том числе и пальцами. Изначально картина была частью триптиха для домашнего алтаря. Правая часть триптиха, изображающая святую Екатерину, сейчас находится в музее в Урбино. Интересно, что наброски к обеим картинам на бумаге сохранились и находятся в музеях Берлина и Парижа.
Согласно провенансу полотна в каталоге Sotheby’s, картина начиная с XIX столетия находилась во владении у итальянских аристократов, а в 1973 году переехала в США, где начала свое путешествие по частным коллекциям. В провенансе приводится длинный список упоминания «Кающаяся Магдалены» в различных исследованиях или СМИ начиная с 1912 года. Характерно, что первый источник — журнальная статья 113-летней давности «Потерянные рисунки Рафаэля или его окружения». Другими словами, даже тогда однозначной атрибуции у картины не было.
Последний раз полотно было продано от одного анонима другому в 2000 году на аукционе Christie's в Нью-Йорке за 611 тысяч долларов. Теперь же эстимейт Sotheby’s на нее составлял 2-3 млн долларов, итоговая сумма — 3,12 млн. Напомним, что рекорд на торгах принадлежит рисунку черным мелом и углем «Голова музы», проданном в 2009 году Christie’s в Лондоне за 48 млн долларов (по курсу на момент продажи, фунт, правда, тогда был гораздо сильнее, чем сейчас). Это был набросок для работы над фресками в Ватикане. Что касается самой дорогой «масляной» работы художника, ушедшей с молотка, то это «Портрет Лоренцо Медичи» 1518 года также проданный Christie’s в Лондоне — в 2007 году, за 37,3 млн долларов по курсу.
Игорь Сирин
Фото: Sotheby’s
Свежие комментарии