Государственная Третьяковская галерея представляет монографическую выставку Бориса Михайловича Кустодиева (1878–1927) — одного из крупнейших русских живописцев первой четверти XX века. Проект познакомит с ключевыми произведениями мастера, которые характеризуют динамику его развития и отражают его многогранное творчество.
Экспозиция объединит около 180 работ художника из крупнейших музеев России и Беларуси и частных собраний, включая его самые известные живописные полотна. Среди них — «Красавица» (1915) и «Масленица» (1916; оба — Государственная Третьяковская галерея), «Купчиха за чаем» (1918, Государственный Русский музей), «Портрет Ф.И. Шаляпина» (1921, Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства), а также одна из последних картин художника — «Русская Венера» (1925–1926, Нижегородский государственный художественный музей), созданная на обороте его более раннего произведения «На террасе» (1906). Впервые практически в полном составе будут представлены эскизы к спектаклю «Блоха», которые стали одной из вершин театральной деятельности Кустодиева.
Выставка, реализованная при поддержке генерального партнера Сбера, займет второй и третий этажи Инженерного корпуса, охватывая все направления творчества Кустодиева — живопись, графику, театральные эскизы и скульптуру. Экспозиция начинается на третьем этаже, где представлена первая тематическая зона «Семья», включающая портреты жены и детей мастера. Здесь раскрывается внутренний мир художника, который неразрывно связан с его изобразительной деятельностью. Супруга Бориса Михайловича Юлия Евстафьевна была не только его спутницей жизни, но и музой. Во многих работах прослеживается ее образ, ставший воплощением женственности и гармонии. Кустодиев запечатлевал жену с особой любовью, стремясь передать ее внутренний свет, мягкость и утонченность.
Следующий раздел посвящен «Стране Кустодии», вымышленному миру оживленных улиц, заснеженных ярмарок и уютных городских пейзажей. Эта Россия — фантазийная, немного театральная, но наполненная подлинной любовью к народной жизни. Милых сердцу персонажей — купчих, купцов, крестьян и горожан, — автор запечатлевал внутри праздничных летних и зимних сцен. Отдельное место в экспозиции занимает цикл «Русские типы», где художник воспевает русских красавиц — величественных и жизнерадостных героинь его полотен.
Особое внимание уделено сценографическому наследию Бориса Кустодиева. В разделе «Театр» представлены эскизы к спектаклю «Блоха» (по рассказу Николая Лескова «О тульском косом Левше и о стальной блохе») для 2-го Московского художественного академического театра и Большого драматического театра в Ленинграде. Художник сумел передать атмосферу народного балаганного действа, используя яркие цвета, декоративность и традиционные мотивы. При этом Кустодиев смело сочетал элементы изобразительного фольклора с авангардными художественными решениями, экспериментируя с формой, ритмом и цветом, что придавало постановкам особую выразительность.
Фотографии предоставлены пресс-службой Государственной Третьяковской галереи
Свежие комментарии