Азербайджанский художник Фаиг Ахмед превратил привычные ковры в ультрасовременные предметы искусства. Творческие изыскания мастера переместились в ведущие галереи и выставочне залы по всему миру.
Тканые ковры испокон веков использовались разными народами как обереги, в которых посредством различных символов зашифровывали таинственные знания и послания. Общая композиция традиционных ковров, как правило, построенная на равностороннем кресте. Зеркальная симметричность в рисунках ковровых изделий также была неслучайна.
Ковер является одним из символов Азербайджана, и, по мнению художника, хранит не только древние знания, но и «код общества».
Фаиг Ахмед (Faig Ahmed) живет и работает в Баку. В 2004 году он окончил факультет скульптуры Азербайджанской государственной академии искусств. Первый опыт творческого изыскания Ахмед получил еще в раннем детстве, когда еще маленьким мальчиком, желая изменить рисунок ковра, разрезал семейную реликвию. А теперь его необычные работы, похожие на зрительную манипуляцию, можно увидеть на выставках в Великобритании, Германии, Италии, Китае, России, США, Франции и других странах.
Эксперты его работы называют по-разному: «психоделические ковры», «цифровые фантазии на тему восточных ковров», «3D — ткачество», также сравнивают с «оптической иллюзией» и сюрреализмом, а иногда относят к глитч-арту и пиксель-арту. А все потому, что Ахмед делает свои ковры похожими на полотна сюрреалиста: каждый видит в них что-то свое, публика по всему миру приходит в неописуемый восторг, глядя на его работы.
Чтобы соединить традиционные узоры со своими узорами-«багами», художник решил обратиться непосредственно к тем, кто в совершенстве владеет техникой создания ковров — ткачам, и столкнулся со стеной непонимания. Профессионалы, привыкшие к традиционным формам, наотрез отказывались сотрудничать с художником-новатором, проекты которого называли кощунственными. Ведь по задумке Фаига Ахмеда старинные ковры нужно было резать на части, перекраивать и буквально разбирать по нитям, а потом собирать в узоры, разработанные художником.
Один мастер все-таки согласился соткать его цифровые паттерны в качестве эксперимента, но, при условии, что его имя останется в секрете. Результат превзошел все ожидания, и со временем процесс наладился. К работе подключились еще несколько ткачей. А чтобы работа шла продуктивнее, художник начал создавать подробные эскизы проектов на компьютере, переносить их на инженерную бумагу, а затем уже отдавать в производство точную схему, которой должны следовать работники.
Самым старым ковром, попавшим под переработку стал 150-летний экземпляр, найденный в Карабахе у одной азербайджанской женщины и хранивший интересную романтическую историю. Будучи молодой, та сбежала из родительского дома с возлюбленным. И поскольку вся семья была против ее свадьбы с избранником, девушку поддержала только бабушка, подарив тот самый ковер в качестве приданого.
Продавать памятную вещь владелица долго отказывалась даже по очень высокой цене, но согласилась, когда узнала, что покупатель — художник. Работая над этим древним экспонатом, художник долго не решался собственноручно его резать, и в итоге поручил это своим помощникам. В итоге из него Фаиг сделал произведение под названием “Recycled”, символизирующее переработку. В знак уважения художник разместил рассказ женщины рядом с модифицированным ковром на выставке, посвященной текстилю современного искусства.
«Люди могут подумать, что я занимаюсь уничтожением нашего национального символа. На самом деле я вдыхаю новую жизнь, используя при этом старинные рисунки и элементы», — говорит Ахмед. Он также считает себя скорее исследователем, нежели художником. По его мнению, художник — это тот, кто в своих работах выражает собственные идеи и взгляды. Для исследователя же гораздо более важен сам творческий процесс, а потом уж результат.
Однако некоторые ковры дизайнер создал, как говорится, «с нуля». Генерируя идеи, делая десятки эскизов на компьютере и переводя их на инженерную бумагу, он отдаёт ключевой вариант ткачам, которые и изготавливают ковры по той же технологии, что и 300 лет назад. В качестве материалов используются шерсть и натуральные красители.
На счету Фаига Ахмеда — множество выставок, к том числе персональных, в галереях разных городов мира, от Парижа и Лондона до Нью-Йорка. Его работы находятся в музейных собраниях, — например, в Музее искусств округа Лос-Анджелес, Художественном музее Сиэттла, а также в многочисленных частных коллекциях. Фаиг впервые представлял Азербайджан на Венецианской биеннале в 2007 году, а в 2013 году художник вошел в финальную тройку номинантов на приз лондонского музея Виктории и Альберта.
Свежие комментарии