Эта неделя принесла отечественному антикварному рынку громкую новость. В России появится первый Аукционный холдинг, что ни много ни мало собрался "занять сегмент “русских торгов” Christie's и Sotheby's". В холдинг войдут Московский аукционный дом, Аукционный дом Клуба коллекционеров графики и Петербургский аукционный дом.
На состоявшейся 22 ноября пресс-конференции создатели холдинга прояснили свои планы, а также рассказали о первом аукционе, который они проведут уже 3 декабря. В каталоге аукциона — собрание живописи Айвазовского, Рериха, Васнецова и Шишкина, оцененное в 500 млн рублей.
На пресс-конференции один из учредителей холдинга Сергей Подстаницкий (Аукционный дом Клуба коллекционеров графики) сообщил, что все трое основателей предприятия являются профессиональными искусствоведами и имеюют большой опыт работы как с музейными вещами, так и опыт деятельности на антикварном рынке. Он отметил, что учредители начали заниматься аукционным бизнесом только около года назад, но уже сильно в нем преуспели. "Довольно быстро мы поняли, что наш Клуб любителей графики может быть не только игрой и развлечением, но и нормальным бизнесом", -- сказал г-н Подстаницкий. Он упомянул модное слово "импортозамещение", отметив, что для коллекционеров из России сейчас практически невозможно приобретать вещи в Европе и США в силу прямых запретов, а знаметитые "русские торги" Christie's и Sotheby's больше не проводятся. "Если еще два года назад рынок дорогого русского искусства был сконцентрирован в Лондоне, сейчас эта ситуация кардинально меняется.
Вывезти вещи за границу и продать практически невозможно", -- отметил г-н Подстаницкий, определяя, видимо, будущий фронт работ нового холдинга.
Два других учредителя, соучредитель Московского аукционного дома Федор Светлаков и известный как создатель и административный директор научно-исследовательской независимой экспертизы имени П.М. Третьякова Александр Попов, подробнее остановились на экономической составляющей деятельности холдинга и рынка в целом. По словам г-на Попова, оборот "русских торгов" ведущих западных аукционов составлял 50 млн долларов в год (и основными покупателями были наши соотечественники), тогда как в России на "русское искусство" приходилось всего порядка 10 млн. Он выразил надежду, что отсутствие "русских торгов" в Лондоне будет стимулировать коллекционеров тратить эти деньги на внутреннем рынке.
Федор Светлаков, до недавних пор историк и хранитель второго крупнейшего в мире собрания французской гравюры в Эрмитаже, пообещал рост продаж 250% в год (видимо, имеются в виду совокупные результаты отдельных акционов по итогам этого года), а также прояснил философию новой структуры: "Мы пытаемся создать такую площадку, на которой каждый человек сможет себе что-то купить. Все четыре наших аукциона отражают потребности людей абсолютно любого достатка. Это, грубо говоря, в хорошем смысле супермаркет". Г-н Светлаков также пообещал "обелить рынок и сделать его максимально прозрачным", очевидно намекая на то, что с прозрачностью в данный момент есть определенные проблемы.
Корреспондент "Культуромании" вспомнил о том, что в марте этого года было заявлено о создании новой аукционной платформы "Артсреда", создатели которой видели ее будущим центром аукционной деятености в России, при том одним из соучредителей (20%) данного предприятия был Александр Попов. Так как новый холдинг собирается проводить свои аукционы на конкурирующей с "Артсредой" площадке Bidspirit, мы поинтересовались, не станет ли это причиной конфликта интресов. Однако г-н Попов сообщил, что является учредителем во множестве компаний и этот факт не мешает ему соблюдать интересы каждой из них.
Учредители также презентовали журналистам коллекцию, представленную на первые торги. Топ-лотом является марина 1891 года “Корабль в море на фоне гор” кисти Ивана Айвазовского. Произведение за подписью мастера оценено в 55 млн руб. В ультра-дорогом сегменте также присутсвует серия пейзажей: “Виллы”Бориса Кустодиева (70 млн руб), “Летний пейзаж” Ивана Шишкина (23 млн руб), “Пейзаж осень” Петра Кончаловского (14 млн руб) и “Гималаи” Николая Рериха (4 млн руб). Кроме того, в каталог вошла зарисовка Виктора Васнецова “Седой воин” (2,2 млн руб) к программной картине из фонда Русского музея. Всего будет предложено 83 лота. "Это джетельмнский набор русского классического искусства. То, что с одной стороны может висеть в зале Третьяковки или Русского музея, а с другой вещи, имена востребованные рынком", -- заключил Сергей Подстаницкий.
Татьяна Филиппова
Фото: Редакция
Свежие комментарии