Согласно 260-страничному отчету, изученному «Культуроманией», мировой арт-рынок в прошлом году вырос на 3% до 67,8 млрд долларов (суммарная цифра, куда входят как аукционы, так и дилерские продажи). Это гораздо меньше, чем предвкушали участники рынка в начале года. Глобальная политическая и экономическая нестабильность внесла коррективы в их ожидания.
Отчет демонстрирует динамику рынка в промежутке 2009-2022 гг. — та очевидно следует за экономической конъюнктурой. Собственно, все начинается со спада в посткризисном 2009 (-36%) — продажи тогда составили чуть менее 40 млрд долларов. Резко рынок «просел» также в пандемийном 2020 году, когда продажи упали сразу на 22%. Интересно, что число сделок при колебаниях от 40 до почти 70 млрд в прошлом году оставалось достаточно стабильным, 31 млн в 2009 году и 37,8 млн в прошлом. Имея общий объем рынка, мы получаем среднюю цену одной сделки на арт-рынке в 2022 году — примерно 1800 долларов.
Авторы доклада также выделяют такой момент, что основным драйвером роста в 2022 году стали сделки в высшем ценовом сегменте (от 10 млн долларов). Ситуация, когда растет спрос на более дорогие предметы, характерна как для аукционов, так и для дилерского рынка. Дилерские продажи выросли на 7% и составили 37,2 млрд долларов. Аукционные — на 1% (26,8 млрд).
В докладе подчеркивается, что пандемия хотя и создала чисто логистические препятствия для арт-рынка, основные покупатели сверхдорогих лотов, миллиардеры, только окрепли как класс. Число долларовых миллиардеров в мире по сравнению с 2009 годом выросло к 2022 году в три раза до 2,5 тысяч, а объем контролируемого ими богатства — почти в пять раз, до 11,7 трлн долларов.
По разбивке по регионам никаких существенных изменений не произошло. Доля США выросла на 2% до 45% (более 30 млрд доларов), Великобритания с 18% (11,9 млрд) занимает второе место, Китай, где в прошлом году продолжали действовать ковидные ограничения, переместился на третье (17% и 11,2 млрд). Спад рынка здесь составил существенные 14%. На четвертом месте разместилась Франция — 7%. Интересно, что на французский арт-рынок (5 млрд долларов) приходится почти 57% рынка всего Евросоюза.
В докладе отмечается также падение онлайн-продаж, которые резко выросли с началом пандемии. В 2022 на них пришлось 11 млрд (-17% по сравнению с 2021 годом). Правда, это все еще существенно выше допандемийного 2019 года — 6 млрд. В 2022 году на онлайн пришлось 16% рынка по сравнению с пиковым 2019 годом (25%). Правда, не совсем ясно, как авторы исследования считают аукционы, которые одновременно проходят на «земле» и в виртуальном пространстве. Скорее всего, полученные через Интернет ставки на традиционных аукционах ими просто не учитывались. Это, без сомнению, существенно увеличило бы долю онлайн продаж.
Важным трендом также является «сдувание» считавшегося весьма перспективным для инвестиций сектора NFT. После достижения пика в 2,9 млрд в 2021 году, этот продажи NFT, имеющих отношение к искусству, рухнули сразу на 49% (1,5 млрд). Доля таких NFT в общем объеме продаж токенов сократилась с 24% до 8%. Основная активность (80% от стоимости) пришлась на вторичные продажи. Правда, авторы доклада указывают на то, что в 2020 году продажи арт- NFT составляли всего 20 млн долларов.
Полностью с текстом доклада можно ознакомиться здесь
https://news.artnet.com/market/latest-ubs-art-basel-report-2023-shows-art-market-recovery-2279726
Татьяна Филиппова
Фото: скриншот из доклада
Свежие комментарии